Технологическая карта на разработку и засыпку траншеи

Технологические карты

Технологическая карта № 

на разработку и засыпку траншеи

скачать Технологическая карта на разработку и засыпку траншеи

Download (DOC, 446KB)

 Техкарта на разработку траншеи

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  • Технологическая карта разработана на рытье траншеи одноковшовыми экскаватора­ми при капитальном ремонте магистрального газопровода.
  • Рытье траншеи производится одноковшовыми экскаваторами типа «Хитачи» ZХ- 200LС-5G».

1.3.  В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

  • установка экскаваторов в забой, разработка грунта с укладкой в отвал;
  • очистка ковша, передвижка экскаватора в процессе работы.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1.      В охранной зоне действующих магистральных газопроводов, земляные работы выполнять только при получении письменного «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» от эксплуатирующей организации. Производство работ без раз­решения или по разрешению, срок действия которого истек, запрещается!

Без обозначения действующих трубопроводов в зоне производства работ дополнительными знаками, ведение строительных работ не допускается.

В местах пересечений трубопроводов установить вешки «Граница ручной разработки грунта» (шаг 5 метров). При выполнении работ следует руководствоваться требованиями, изложенными в следующих нормативных документах:

  • СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
  • СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ.
  • СНиП 12-01-2004 Организация строительства;
  • ВСН 004 -88 Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация.
  • СТО Газпром 2-2.3-231-2008 «Правила производства работ при капитальном ремонте 1инейной части магистральных газопроводов»;

 

  • «Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов»;
  • «Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов».

2.2. До начала работ должны быть выполнены следующие работы:

  • проведены подготовительные работы (снятие плодородного почвенного слоя или рас­чистка трассы от лесорастительности);
  • разбита и закреплена на местности ось траншеи;
  • экскаватор доставлен к месту производства работ.

 

  • Траншею разработать экскаватором при движении экскаватора оси и по краю тран­шеи.

2.4 Грунт, вынутый из траншеи, укладывается в отвал на одну сторону не ближе чем, на 0,5 м от бровки траншеи.

 

  • Траншею разрабатывают одноковшовыми экскаваторами типа «Хитачи» ZХ- 200LС-5G, и вскрывают с двух сторон ниже образующей трубы, не менее 1м.

Далее машиной подкопочной  разрабатывается  и удаляется  грунт из под ремонтируемого трубопровода, предварительно вскрытого сверху и с боков, для обеспечения прохождения машин ремонтного комплекса.

  • Траншею в скальных грунтах разрабатывают следующим образом:

– предварительное рыхление тяжелым бульдозером типа Комацу 353 с рыхлителем;

–   разработка грунта гидравлическим экскаватором типа «Хитачи» ZХ-200LС-5G оборудованным ковшом для разработки скальных грунтов.

  • Поперечный профиль и размеры разрабатываемой траншеи представлен на рисунке. Во избежание повреждений трубопровода минимальное расстояние между стенкой трубы и ковшом работающего экскаватора должно быть не менее 0,2м.
  • При работе одноковшового экскаватора на прямолинейных участках по ходу его движения, через каждые 50-80 м установить вешки высотой 3 м, а между ними – через каждые 5м колышки. На криволинейных участках, в пределах кривой, по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон следует устанавливать колышки через 2-5м.
  • Ширина траншеи по низу на прямолинейных участках составляет

В=Д+2К+0,25;

где Д – диаметр трубопровода; К – размер ковша, на криволинейных участках, где трубопроводы монтируются из гнутых отводов, ширина траншеи должна быть равна двукратной величине по отношению к ширине траншеи на прямолинейных участках, на участках балластировки трубопровода – 2,2Ду.

Крутизна откосов траншей приведена в таблице № 1. Таблица 1

 

Виды грунта Глубина траншеи, м
 

 

1.5 м 3.0м до 5 м
 

 

Угол от­коса, град. Уклон Угол

откоса,

град.

Уклон Угол от­коса, град. Уклон
Насыпной

Песчаный и гравийный

Супесь

Суглинок

Глина

Лессовидный сухой

Песчаный и супесчаный

56 63

76 90 90 90 76

1:0,67

1:0,5

1:0,25

1:0

1:0

1:0 1:025

45 45 56 63 76 63 60 1:1

1:1 1:0,67 1:0,5 1:0,25 1:0,5 1:0,57

38

45 50 53 63 63 53

1:1,25

1:1 1:0,85 1:0,75 1:050

1:0,75

Примечание. При напластовании различных видов грунта крутизна откосов для всех пла­стов назначается по наиболее слабому виду грунта.

  • Схема размещения грунта представлена на схеме организации работ.
  • При проведении работ в водонасыщенных грунтах трубопровода следует начинать с пониженных мест для спуска и откачки воды.
  • Рытье траншеи выполняет машинист экскаватора 6 разряда, помощник машиниста 5 разряда. Разработка траншеи производится в следующем составе:

Состав звена:

Таблица 2

 

№ п/п Профессия Разряд Кол-во чел. Примечание
1 2 3 4 5
1 Машинист экскаватора 6 3
2 Машинист бульдозера 5 1
3 Машинист ДЭС-75 5 1
4 Машинист  подкопочной машины 5 1 При удалении грунта из-под тела трубы при разработке траншеи
5 Подсобный рабочий 3 3 При присыпке дна траншеи
ИТОГО: 9

 

Потребность в механизмах, инвентаре и приспособлениях приведена в таблице 3. Таблица 3

 

№ п/п Наименование Тип, марка Кол-во
1 2 3 4
1 Экскаватор одноковшовый «Хитачи» 4
2 Подкопочная машина пт-нн 1
3 Бульдозер Т-170 5
4 Медицинская аптечка 3
5 Средства пожаротушения 3
6 Рулетка в закрытом корпусе 50м 3
  1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Контроль   качества  при  рытье  траншей   осуществляется   в   соответствии   с требованиями следующих нормативных документов:

– СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

– СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы;

  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • СП 48.13330.2011 Организация строительства;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть I, П.

Операционный контроль качества осуществляют непосредственно исполнители, брига­диры, прорабы или специальные контролеры (геодезисты).

Технические критерии контролируемых процессов и операций, средств контроля и ис­полнители приведены в таблице 4.

Таблица 4

 

Наимено­вание процессов, подлежа­щих контролю Предмет кон­троля Инструмент контроля Время кон­троля Ответств. контролер Технические          критерии оценки качества
Разбивка оси тран­шеи

 

 

Отклонение раз-бивочной оси от проектной

 

 

Теодолит

 

 

До начала

рытья

траншеи

 

 

Геодезист

 

 

Отклонение      фактической оси траншеи от проектной должно   быть    не   более 50

мм на 1 км трассы

Рытье траншеи Ширина траншеи по дну Мерная лента, теодолит, шаблон Периодически Геодезист Мастер Допустимое отклонение поло­вины ширины траншеи по от­ношению к разбивочной оси:

+ 20 см -5 см

Глубина траншеи Рейка мерная Тоже Мастер Соответствие проекту
Отметка дна траншеи на пря­молинейных участках Нивелир Периодически (через 50 м) Мастер Гео­дезист Допустимое отклонение факти­ческой отметки дна траншеи от проектной: – 10 см
Отметка дна траншеи на вер­тикальных кри- Нивелир Периодически (через 10 м) Геодезист Мастер Допустимое отклонение факти­ческой отметки дна траншеи от проектной

 

вых упругого из­гиба -10см
Отметка дна

траншеи на

вертикальных

кривых

принудительного

гнутья

Нивелир

 

Периодически (через 2 м) Мастер Гео­дезист Допустимое

отклонение     фактической

отметки дна траншеи от

проектной

-10 см

Крутизна откосов Шаблоны Выборочно Мастер Соответствие проекту
Состояние дна траншеи Визуально Выборочно Мастер Ровная          поверхность дна траншеи без гребешков и обвалившегося фунта.
  1. ОХРАНА ТРУДА

4.1.    При рытье траншеи необходимо руководствоваться правилами техники безопасно­
сти, изложенными в следующих нормативных документах:

  • СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
  • СНиП 12-04-2002 Безопасности труда в строительстве; Часть 2 Строительное производ­ство;
  • РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы;

Правила техники безопасности при строительстве магистральных стальных тру­бопроводов (ВНИИСТ, Миннефтегазстрой) Сборник инструкций и рекомендаций по технике безопасности для строителей объектов нефтяной и газовой промышленности.

  • Рытье траншеи вблизи расположения подземных коммуникаций производить лишь после получения письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации.
  • Вблизи действующих подземных коммуникаций разработку грунта механизмами следует прекращать на расстоянии не менее двух метров от подземных коммуникаций, а непо­средственной близости (0,5) разрабатывать грунт разрешено только лопатой без использования ударных инструментов (лом, кирка, пневмоинструмент и т.д.)
  • Для спуска и подъема рабочих в траншею необходимо использовать инвентарные приставные лестницы.
  • Во избежание обвала стенок траншеи край отвала грунта следует располагать на рас­стоянии не менее 0,5 м от бровки траншеи.
  • Персонал, обслуживающий машину, должен хорошо изучить ее, иметь удостовере­ние на право управления, регулярно осматривать, своевременно устранять неисправности, вы­полнять профилактический ремонт.
  • На работающей машине запрещено находится посторонним лицам, не связанным непосредственно с ее работой.
  • Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разре­шения на это ответственного за эксплуатацию машин.
  • Во избежание повреждения действующих линий электропередачи в процессе строи­тельства устанавливают охранные зоны в обе стороны от крайних проводов согласно таблице

Таблица 5

 

Напряжение, кВ Расстояние, м
До 1 2.0
от 1 до 20 включительно 10,0
35 15.0
ПО 20.0
150.220 25.0
330.400.500 30
750 400
800 (постоянный ток)   30,0

 

Работа машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при полностью снятом напряжении. Машинисту должен быть выдан наряд-допуск, оформленный соответствующим образом.

4.10 Границы зон, в которых существует опасность поражения электрическим током, ре­гламентируют представленные в табл. 5 расстояния от не ограждённых неизолированных частей электроустановки (электрооборудования, кабеля, провода) или от вертикальной плоскости, об­разуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, нахо­дящейся под напряжением.

Таблица 6

Напряжение. кВ Расстояние, м
До1 1.5
от 1 до 20 включительно 2.0
От 35 до 110 4.0
От150ло220 5.0
По 330 6.0
От 500 до 750 9.0
800 (постоянный ток) 9.0

4.11 Передвижение строительных машин и механизмов под линиями электропередачи допустимо лишь в том случае, если машина имеет высоту от отметки дороги или земли не более 5,0 метров при передвижении по автомобильным дорогам и 3,5 метров при передвижении по грейдерным проселочным дорогам и без дорог.

  • Во время перерывов в работе (независимо от причин и продолжительности) стрелу экскаватора отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очищать ковш можно лишь после опускания его на землю и установки на тормоз.
  • Запрещено находиться в опасной зоне работающего экскаватора, равной макси­мальному вылету ковша плюс 5,0 метров.
  • При перемещении экскаватора своим ходом ковш нужно поднять на высоту не бо-лее 0,7 метров над уровнем земли и надежно закрепить против раскачивания, а стрелу устано­вить и закрепить по оси экскаватора.
  • Работа землеройных механизмов на местности с поперечным уклоном более 8° за-прещена.
  • На продольных уклонах до 22° включительно допускается работа одноковшового экскаватора без анкеровки, на продольных уклонах до 22° включительно рытье траншей одноков­шовым экскаватором разрешено в направлении как снизу вверх, так и сверху вниз по склону, на уклонах более 22° – сверху вниз.

На уклонах более 22° экскаваторы следует удерживать подвижными якорями.

4.17.   При работе на подкопочной машине перед началом работы машинист обязан про-­
верить:

  • техническое состояние машины;
  • наличие и исправность средств противопожарной безопасности;
  • силовой кабель на отсутствие внешних повреждений;

– заземление передвижной электростанции.

 

 

…………….

Технологическая карта на засыпку траншеи

 

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на засыпку капитально отремонтированного магистрального  газопровода.

  • В технологической карте принята засыпка траншеи не мерзлыми грунтами природной влажности с перемещением их на расстояние до 5,0 м бульдозером и экскаватором.
  • Работы выполняются в летний период в одну дневную смену продолжительностью 8 часов в условиях равнинной и слабопересеченной местности.
  • В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

 

  • приведение экскаватора в рабочее положение;
  • присыпка газопровода мягким грунтом;
  • приведение бульдозера в рабочее положение;
  • перемещение грунта с засыпкой траншеи;
  • уплотнение (трамбовка) грунта бельдозером;
  • возвращение бульдозера в исходное положение порожняком;

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
  2. 1. Засыпку газопровода следует выполнять в соответствии с требованиями:
  • СТО Газпром 2-2.1-249-2008 «Магистральные газопроводы»;
  • СП 48.13330.2011. Организация строительства;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • ВСН004-88 .Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация работ;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.

2.2 До начала работ по засыпке траншеи с уложенным трубопроводом необходимо:

  • проверить проектное положение трубопровода;
  • проверить целостность изоляционного покрытия;
  • выполнить работы по предохранению изоляционного покрытия от механических по­вреждений;
  • получить письменное разрешение от заказчика на засыпку уложенного трубопровода и наряд-задание на производство работ.

 

  • Трубопровод засыпают непосредственно вслед изоляционно-укладочными работами.

С начало ведется присыпка газопровода экскаватором, затем засыпка трубопровода производится бульдозером по всей протяженности трассы. При достаточной ширине строительной полосы грунт из отвала перемещают бульдозером поперек к оси траншеи прямолинейными проходами. В стесненных условиях строительной по­лосы грунт бульдозером целесообразно перемещать под углом 45°-60° к оси траншеи косопоперечными и косоперекрестными проходами.

Наиболее эффективен комбинированный способ засыпки, предусматривающий двойной проход бульдозера: в начале косопоперечный, а затем прямой поперечный.

Схема производства работ по засыпке уложенного трубопровода приведена на рис. 1.

  • На криволинейных участках засыпку начинают с середины кривой по направлению к ее концам.
  • На участках с вертикальными кривыми (в оврагах, балках, на холмах и т.п.) засыпку следует производить с двух сторон сверху вниз.
  • Избыточный грунт, оставшийся после засыпки трубопровода, разравнивают в виде валика трапецеидального сечения с перекрытием не менее чем на 0,5 метров в каждую сторону от бровок траншеи.
  • На всем протяжении траншеи засыпка ведется слоями 40-50см с тщательным уплотнением грунта катками или несколькими проходами бульдозера.
  • В местах пересечения траншеи с подземными коммуникациями засыпку нужно вести мягким грунтом слоями не более 10 см, тщательно уплотняя грунт.
  • Засыпку траншеи бульдозером выполняет машинист 6 разряда.
  • В целях предохране­ния изоляционного покрытия трубопровода следует делать присыпку на высоту не менее 0,2 м от верха трубы привозным или мягким грунтом разрыхленным механическим способом.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Технологический операционный контроль качества засыпки уложенного в траншею трубопровода производится в процессе работы и заключается в систематическом наблюдении за соответствием выполняемых работ рабочему проекту и соблюдении требований действующих нормативных документов:

  • СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы;
  • СП 48.13330.2011 Организация строительства;
  • СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ;
  • СП 104-34-96. Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Производство земляных работ.

3.2 Операционный контроль качества засыпки траншеи должен включать:

  • контроль качества засыпаемого грунта;
  • проверку толщины засыпаемого слоя и высоты валика.

3.3  В процессе выполнения работ представителем заказчика и производителем работ в
соответствии с требованиями ВСН 012-88 (часть II) составляется акт на засыпку (обваловку) уложенного трубопровода по форме № 3.6.

Технические критерии контролируемых процессов и операций, средства контроля и ис­полнители приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Наименование

процессов,

подлежащих

контролю

Предмет кон­троля Инструмент и

способ

контроля

Время контроля Ответственный контролер Технические критерии оценки качества
Засыпка Качество грунта и за­сыпки Визуально Периодически (через 50,0 м) Мастер Недопустимо: наличие пустот под трубопроводом и в пазухах засыпанной траншеи, наличие в засыпаемом фунте комьев раз­мером более 5,0 см, щебня, крупного гравия и других крупных включений
 

 

Толщина за­сыпаемого слоя и высота валика Визуально Мерная линейка Мерный щуп Периодически (через 50,0 м) Мастер Толщина засыпаемого слоя должна соответствовать проек­ту. Допустимые отклонения +20 мм
  1. ОХРАНА ТРУДА

4.1 При засыпке уложенного в траншею трубопровода необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в следующих нормативных документах:

– СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

–   СНиП   12-04-2002.   Безопасность   труда   в   строительстве.   Часть   2. Строительное производство;

– РД 102-011-89.Охрана труда. Организационно-методические документы.

  • Сборник инструкций и рекомендаций по технике безопасности для строителей объектов нефтяной и газовой промышленности;
  • Правила техники безопасности при строительстве стальных магистральных трубопроводов.

4.2  Перед началом работ по засыпке траншеи ответственный за проведение работ обязан провести инструктаж с машинистами, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ, показать на месте границы работы механизма, расположение действующих трубопроводов, кабелей и других подземных коммуникаций.

4.3    Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.

  • В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.
  • Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разре­шения на это ответственного за эксплуатацию машин.
  • Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необхо­димо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, за­тормозить, отвал опустить на землю, под гусеницы подложить упоры.
  • В кабине машины необходимо соблюдать чистоту.
  • При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интер­вал не менее 5,0 м.
  • Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтраль­ное положение и выключить все приводы.

4.10   Нельзя работать на бульдозере в пределах призмы обрушения грунта, а также выдвигать отвал бульдозера за бровку траншеи.

  • Работа бульдозера на местности с продольным уклоном более 36° запрещена.
  • Запрещено проводить ремонт, чистку, наладку и смазку бульдозера при работающем двигателе.
  • Для очистки отвала бульдозера необходимо остановить машину, а отвал опустить на землю.
  • Особую осторожность необходимо соблюдать при работе на местах, где проходят линии электропередачи (ЛЭП).

Во избежание повреждения действующих линий ЛЭП в процессе строительства устанавливают охранные зоны в обе стороны от крайних проводов согласно таблице 2.

Таблица 2

 

Напряжение, кВ Расстояние, м
до 1 2,0
от 1 до 20 включительно 10,0
35 15,0
110 20,0
150,220 25,0
330, 400, 500 30,0
750 40,0
800 (постоянный ток) 30,0

Работать на машине в охранной зоне ЛЭП разрешено при полностью снятом напряжении. Машинисту должен быть выдан наряд-допуск, оформленный соответствующим образом.

4.15 Границы зон, в которых существует опасность поражения электрическим током, ре­гламентируют представленными в табл. 3 расстояниями от не огражденных неизолированных частей электроустановки (электрооборудования, кабеля, провода) или от вертикальной плоско­сти, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением.

Т1блица 3

Напряжение, кВ Расстояние, м
 

 

Минимальное изме-
ряемое
До 20 2,0 2,0
свыше 20 до 35 2,0 2,0
свыше 35 до 110 3,0 4,0
свыше 110 до 220 4,0 5,0
свыше 220 до 400 5,0 7,0
свыше 400 до 750 9,0 10,0
свыше 750 до 1150 10,0 11,0

4.16   В случае невозможности снять напряжение, работы в охранной зоне ЛЭП допускаются при наличии письменного разрешения эксплуатирующей линию организации, наряд-допуска и под постоянным руководством ответственного лица, назначенного из инженерно-технического персонала

  • При проезде под ЛЭП находящейся под напряжением, рабочие органы машины должны быть в транспортном положении.
  • Передвижение строительных машин и механизмов под ЛЭП допускается, если ма-шина имеет высоту от отметки дороги или земли не более 5,0 метров при передвижении по ав­томобильным дорогам и 3,5 м при передвижении по грейдерным и проселочным дорогам и без дорог.
  1. СОСТАВ БРИГАДЫ

5.1 При выполнении засыпки бульдозером:

 

Профессия Разряд Количество, чел
Машинист бульдозера б 1

5.2 При выполнении засыпки одноковшовым экскаватором:

 

Профессия Разряд Количество, чел
Машинист экскаватора 6 1
Помощник машиниста экскаватора 5 I
  1. ВЕДОМОСТЬ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ОСНАСТКИ

6.1 При выполнении засыпки бульдозером:

 

Наименование Тип, марка, ГОСТ Кол-во, шт Краткая характеристика
Бульдозер Т-170 1 Мощность двигателя 180 л.с.
Рейка мерная с сантиметровой шкалой ГОСТ 427-75* 1 Длина не менее 3,0 метров
Мерный щуп металлический ГОСТ 1641-75* 1 Длина не менее 3,0 метров

 

 

6.2. При выполнении засыпки одноковшовым экскаватором:

 

Наименование Тип, марка, ГОСТ Краткая характеристика
Экскаватор «Хитачи» Мощность двигателя 275 л.с
Автомобиль бортовой Урал-4320 Грузоподъемность 10,0 тонн
Рулетка в закрытом корпусе ЗПКЗ-5АУТ/1 ГОСТ 7502-80* Длина 5,0 метров
Рейка мерная с сантиметровой шкалой ГОСТ 427-75* Длина не менее 3,0 метров
Инвентарная приставная лест­ница ЦНИИОМТП р.ч. 3257.00.000 Длина не менее 3,0 метров

Добавить комментарий