Джон Де Лориан – человек, бросивший вызов Системе и проигравший

Новые статьи


Несомненно, одним из самых громких имен в истории американского автопрома является Ли Якокка, которому в прошлом году исполнилось 90. Бывший президент корпораций Ford и Chrysler опубликовал свои мемуары, в которых особое внимание уделяет еще одной легендарной фигуре – Джону Захари. Де Лориан, который также играет огромную роль в индустрии.

Родившийся в 1925 году в Детройте, сын эмигрантов из Европы не менее талантлив и амбициозен, чем Якокка. Его карьера была стремительным подъемом, за которым последовал резкий спад. Де Лориан также написал книгу, которая быстро стала бестселлером. Эта же книга привела к его падению. В отличие от Якокки, он не мог дожить до 90 лет, как и автомобили, которым он посвятил свою жизнь.

Отец Джона работает на сталелитейном заводе, но не жалеет сил, чтобы обеспечить своему сыну лучшую жизнь. Он хочет сделать из мальчика музыканта, но у юного Де Лориана есть еще одна страсть – автомобили. Он окончил среднюю школу с отличными оценками и начал учиться в Технологическом институте.

Его учеба там была прервана из-за службы в армии, и в 1949 году он начал работать в конструкторском бюро Chrysler, продолжая обучение. В 1952 году он получил степень магистра по двум специальностям, автомобильному дизайну и менеджменту, и возглавил технический отдел Packard с приличной годовой зарплатой в 14 000 долларов.

Карибский бассейн 1955 г.

Однако в Packard Джон Де Лориан некоторое время оставался и после успешной разработки модели для Карибского бассейна в 1955 модельном году перешел на работу в General Motors. Там он быстро нашел общий язык с начальником Pontiac Саймоном Кнудсеном, что позволило ему раскрыть свой потенциал. На тот момент у бренда были проблемы с имиджем, поэтому было решено позиционировать его как «спортивный», что в первую очередь должно было сказаться на дизайне моделей.

Первой «белой ласточкой» стала модель Star Chief 1959 года, которая была настолько радикально обновлена, что превратилась в совершенно новый автомобиль. Его разработчики уменьшили высоту и клиренс, но увеличили расстояние между колесами во всех направлениях. Были улучшены рулевое колесо и тормозная система, а большой 8-цилиндровый двигатель полностью удовлетворял амбиции американцев того времени.

Для них самым важным является имидж машины, и благодаря этому Де Лориан одерживает свою первую крупную победу. После Star Chief другие модели Pontiac претерпели такую ​​же метаморфозу, что продвинуло бренд вперед по продажам. Всего за 4 года они выросли в 2,5 раза.

Гран-при Pontiac 1963 года

Большие купе и кабриолеты Grand Prix (1963) и GTO (1965) имели успех, а Pontiac Firebird, дебютировавший в 1967 году, стал величайшим достижением дизайнера во время его пребывания в General Motors. Де Лориан давно мечтал создать настоящий спортивный автомобиль, способный составить конкуренцию Chevrolet Corvette, но руководство компании обеспокоено внутренней конкуренцией в этом сегменте. Вот почему Firebird должен стать более дорогой версией Chevrolet Camaro, который, в свою очередь, является запоздалым ответом на Ford Mustang.

Фактически, у этих двух моделей одинаковое шасси и ряд других элементов кузова, но творение Де Лориана преобладает благодаря своей индивидуальности – особенно с передней частью, которая выглядит как клюв. Компактный по американским меркам Firebird оснащен 6- и 8-цилиндровыми двигателями объемом до 6,6 л и быстро стал одной из самых популярных моделей в Америке. А его создатель и крестный отец в конце концов совершил новый скачок в своей карьере, возглавив компанию Chevrolet, одну из крупнейших компаний GM.

В 1972 году уже упомянутый Ли Якокка возглавил Ford, а Де Лориан был самым молодым вице-президентом в истории GM. Почему мы возвращаемся в Якокку? Ну, потому что разницу между ними нужно четко подчеркивать. Якокка всегда был сначала менеджером, а потом конструктором, а Де Лориан – наоборот. Хотя Ли предпочитает проводить время с людьми и убеждать их в своих идеях, именно аппаратные средства и бюрократические обязанности Джона делают его все более неудовлетворенным своей работой.

На вершине иерархии Де Лориан по-прежнему испытывает отвращение к тому, что он видит – диктуется начальством и глупым послушанием чиновников более низкого ранга. Джон описывает все это в своей книге «General Motors в ее истинном свете», которую он не удосуживается публиковать. И из-за чего был вынужден покинуть концерн.

Фактически, боссы GM уже «обратили взор» на своего вице-президента, который не позволяет им жить в мире с их необычными идеями. Он настоял на использовании двигателя Ванкеля (роторного) в автомобилях концерна, и эта идея была почти принята. В итоге такой двигатель получил только AeroVette 1973 года, но в целом попытки Джона что-то изменить и внедрить ряд нововведений были отклонены.

Аэроветт 1973

Де Лориан полностью отличается от «человек-системы» Якокки, постоянно подчеркивая его индивидуальность. Любит вечеринки и нестандартную одежду. Личная жизнь у него бурная, и он этого ни от кого не скрывает. В конечном итоге это приводит к разводу и повторному браку – на этот раз с моделью вдвое моложе. Однако после своего скандального ухода из GM Де Лориан не хочет иметь нового покровителя, как Якока находит в Chrysler после расставания с Ford. В конце концов, Джон решил отправиться в плавание самостоятельно.

Компания DeLorean Motor Company (DMC) была зарегистрирована в Детройте 24 октября 1975 года. Впервые в жизни Де Лориан делает то, что хочет, и он решает создать спортивный автомобиль, какого мир еще не видел – быстрый, красивый и доступный. В названии DMC-12 зашифрована цена будущего автомобиля, но эти параметры, как и ряд других, со временем нужно менять.

Вначале все идет гладко. Дизайн был заказан ателье легендарного Джорджетто Джуджаро, у которого все отлично и автомобиль выглядит уникально. Инженеры Lotus задействованы в строительстве заднеприводного шасси, а в конструкции кузова с дверями типа «чайка» используется авиационная техника. Кроме того, предусмотрены зоны деформации в конструкции и подушки безопасности в салоне, что должно сделать DMC-12 одним из самых безопасных автомобилей в мире.

Однако реальные параметры оказываются совсем другими. Вместо любимого двигателя Ванкеля Де Лореана или мощного двигателя V8 компания в конечном итоге остановилась на агрегате V6, совместно разработанном Peugeot, Renault и Volvo. Он имеет объем 2,7 литра и развивает всего 130 л.с. Причины такого выбора объясняются «организационными проблемами».

Также есть в компании в Ирландии, которую Джон нанимает для производства автомобиля. Местные рабочие не очень старательны, и первые цифры, полученные от клиентов, указывают на ряд недостатков. В конце концов, потребовалось новое сокращение расходов, и жертвами этого стали подушки безопасности.

Однако это ничто по сравнению с главной неприятностью, которая выпадает на долю Де Лориана. В конце 1982 года, когда началось производство модели, Де Лориана обвинили в контрабанде наркотиков. Позже обвинение было снято из-за отсутствия доказательств, но репутация дизайнера и его компании была серьезно подорвана, что не может быть устранено или компенсировано.

По сей день окончательно не доказано, что Де Лориан преступник. По наиболее распространенной версии, случившееся было местью GM за скандальные разоблачения в книге своего бывшего сотрудника. Есть и другая возможность – в то время DMC испытывала серьезные финансовые затруднения и, учитывая характер ее владельца, не исключено, что он действительно был замешан в незаконных сделках. Однако результат есть – кредиторы отказываются от De Lorean, и компания разоряется, продав всего 8 500 автомобилей. Это не сломило 57-летнего дизайнера, который всю оставшуюся жизнь пытался возродить бренд.

В конце концов, 19 марта 2005 года Де Лориан умер от инсульта. Однако до этого он получает величайший подарок в своей жизни. К своему 60-летию режиссер Роберт Земекис создал первую серию своей культовой трилогии «Назад в будущее», в которой одну из главных ролей играет автомобиль DMC-12. Благодаря этому фильму машина приобрела мировую популярность, и некоторые зрители узнали, кем был Джон Закари Де Лориан – человеком, который не хотел быть частью системы, и в конце концов она победила его.

Добавить комментарий