Технологическая карта №
на строповки грузов различного назначения
скачать Технологическая карта строповки грузов различного назначения
Содержание:
- Область применения…………………………………………………………………………..2
- Общие положения……………………………………………………………………………..2
- Организация и технология выполнения стропальных работ………………………………8
- Требования к качеству работ………………………………………………………………….11
- Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность…………………………………..11
- ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- Технологическая карта разработана на строповку грузов различного назначения, при производстве погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других видов работ при капитальном ремонте магистрального газопровода.
Выбор конкретных грузоподъемных средств, для производства строительно-монтажных работ при строительстве газопровода, приведен в технологических картах и схемах в составе ППР. Данная технологическая схема рассматривает общие требования к грузозахватным средствам.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Строповку грузов производить в строгом соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
- РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации;
- РД-11 -06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ.
- Приказ №533 Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.;
- В процессе эксплуатации грузоподъемных средств должен периодически проводиться их осмотр.
- Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с приложении N 4 Приказа №533 Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения
- Браковка колец, петель и крюков производится:
- при наличии трещин;
- при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
- при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
- Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.
- Результаты осмотра стропов заносятся в журнал учета и осмотра.
- Не допускаются к эксплуатации стропы:
- имеющие дефекты, изложенные выше;
- при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
- с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на10% от первоначального;
- с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
- с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- с крюками, не имеющими предохранительных замков.
- В комплект поставки стропа должны входить:
- строп с маркировочной биркой;
- паспорт;
- сертификат соответствия
На маркировочной бирке должны быть указаны:
- наименование предприятия – изготовителя или его товарный знак;
- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность стропа;
- дату испытаний (месяц, год).
Способ крепления маркировочной бирки должен обеспечивать ее сохранность до конца эксплуатации стропа.
2.9. На каждом элементе и захвате стропа на установленном для маркировке месте, методом
штамповки или ударным способом, должно быть нанесено следующее:
- наименование предприятия – изготовителя или его товарный знак;
- условное обозначение элемента или захвата по системе предприятия-изготовителя;
- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя или номер партии.
2.10. Грузоподъёмные средства и схемы строповок для строительства трубопровода указаны в приложение 1
Приложение 1.
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДА
- Разгрузка и погрузка труб Ду 1420мм.
Захват торцевой ЗТ 1422 СКВ Грузоподъемность 0=9,0 т
1- серьга; 2 – канат 18.0-Г-1-ЖС-Н-180; 3 – крюк; 4 – щеки; 5 – скоба; 6 – капролоновая накладка нижняя; 7 – капролоновая накладка верхняя; 8 – шплинт; 9 -пята
- Укладка труб
Полотенце мягкое ПМ 1428 Грузоподъемность 0=60 т Масса – 380 кг
- Железобетонные конструкции
а) пригрузы 1-УБКм-1420-10
Наименование элементов | Марка, тип | Масса, т | №№ схем строповок | Количество одновременно поднимаемых элементов, шт. | Грузозахватные приспособления | Кол. | |||
Строп | Характеристика | ||||||||
Q, тс | L, мм | Р, кг | |||||||
Фундаментные плиты | Ф20-12-25
Ф20-12-35 |
2,46 | 55 | 1 | 4-х ветвевой | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 |
Блоки бетонные для стен подвалов | ФБС12.4.3-т | 0,31 | 5 | 2 | – « – | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 |
ФБС9.4.6-т | 0,47 | 77 | 4 | – « – | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 | |
Сваи | С10-30 | 2,28 | 3 | 1 | – « – | 5,0 | 3000 | 38.5 | 1 |
Фундаменты под сборные железобетонные ограды | ФО-2 | 0,70 | 29 | 1 | 4-х ветвевой | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 |
Сборные железобетонные ограды | ПО-2 | 1,42 | 58 | 1 | – « – | 5,0 | 3000 | 39,5 | 1 |
ПО-16 | 1,56 | 58 | 1 | – « – | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 | |
Металлические секции ограды | 0,1 | 103 | 1 | – « – | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 | |
Трубы-стойки Æ 200 мм | 0,35 | 69 | До 10 шт. | 4-х ветвевой | 5,0 | 3000 | 38,5 | 1 | |
кольцевой | 3,2 | 4000 | 7,38 | 2 |
ТАБЛИЦА МАСС ГРУЗОВ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОПАЛЬНЫХ РАБОТ
- I. Подготовительный этап стропальных работ:
3.1 Места производства стропальных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 и СНиП 23-05-95*. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.
3.2 Места производства стропальных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с твердым и ровным покрытием, способным воспринимать наибольшую проектную нагрузку от грузоподъемного крана с грузом, от транспортных средств и грузов. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и с целью отвода поверхностных вод должны иметь уклон не более 5° в сторону внешнего контура площадки складирования. Размеры и покрытие площадок для погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.
3.3 На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проходов между штабелями должна быть не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемного крана, обслуживающих склад. Максимальная длина штабеля не должна превышать 20 – 30 м. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.
3.4 При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), – не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
3.5 При производстве стропальных работ автокран устанавливают на площадку, выполненную в соответствии с требованиями п. 3.2. Автокран должен быть установлен таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного подтаскивания груза при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.
Работы по строповке должны производиться краном при условии установки его на все выносные опоры (аутригеры). Масса поднимаемых грузов должна быть в пределах грузовой характеристики используемых кранов.
3.6 Транспортные средства и оборудование, применяемое для стропальных работ, должно соответствовать характеру перерабатываемого груза.
3.7 На рабочей площадке в каждой смене должно быть назначено приказом руководителя организации лицо, ответственное за безопасное производство работ с кранами, из числа мастеров, прорабов. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с региональными органами Ростехнадзора России могут быть назначены заведующие складами, бригадиры.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:
– проверить исправность грузоподъемных механизмов, СГЗП и тары, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря;
– организовать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, техническими условиями, настоящей технологической картой и регламентами;
– инструктировать машинистов кранов и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая внимание на опасные факторы, особые условия на месте ведения работ, недопущение перегрузки крана, правильность строповки и зацепки грузов, правильность установки стреловых самоходных кранов, безопасность выполнения работ при загрузке и разгрузке полувагонов, платформ и автомашин, соблюдение стропальщиками личной безопасности;
– не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары;
– указывать машинистам кранов и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, а также последовательность выполнения операций;
– непосредственно руководить работами при перемещении грузов, на которые не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами;
– указывать машинистам кранов место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линий электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале;
– не допускать производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных нормативными документами и настоящей картой;
– обеспечивать рабочих необходимыми инвентарем и средствами для безопасного производства работ кранами;
– разъяснять значение подаваемых сигналов и свойств материала, поданного к погрузке (разгрузке);
– следить за выполнением машинистами кранов и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ, технологических карт и регламентов.
- II. Основные этапы производства стропальных работ
3.8 Производство стропальных работ включает следующие операции:
– перемещение крана и установка его в рабочее положение на все имеющиеся выносные опоры;
– подбор съемных грузозахватных приспособлений;
– осмотр и строповка груза, а при необходимости и закрепление оттяжек (для длинномерных грузов);
– подача сигналов машинисту крана;
– погрузка и выгрузка груза с подъемом или опусканием его и поворотом стрелы крана;
– укладка подкладок и прокладок под конструкции или детали;
– расстроповка груза, отцепка оттяжек.
3.9 Погрузку и выгрузку материалов и грузов (конструкции, детали и т.п.) автомобильным стреловыми кранами осуществляет звено из трех человек (см. ЕНиР Е1-5):
машинист крана 6 разряда – 1 чел.
стропальщик 3 разряда – 2 чел.
Нормы времени на погрузку и выгрузку краном строительных материалов и грузов (конструкции, детали и т.п.) в автомобили, прицепы, полуприцепы и трейлеры приведены в таблице1. (на 100 тонн).
Таблица 1 – Нормы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Виды грузов | Общая масса поднимаемого груза, т, до | Машинист, чел.-час | Стропальщик, чел.-час | Общая масса поднимаемого груза, т, до | Машинист, чел.-час | Стропальщик, чел.-час |
Разные грузы (материалы) штучные, в пакетах, контейнерах или на поддонах | 0,5 | 11 | 22 | 6,0 | 1,9 | 3,8 |
1,0 | 6,1 | 12,2 | 7,0 | 1,8 | 3,6 | |
1,5 | 4,4 | 8,8 | 8,0 | 1,7 | 3,4 | |
2,0 | 3,6 | 7,2 | 10,0 | 1,6 | 3,2 | |
3,0 | 2,7 | 5,4 | 13,0 | 1,5 | 3,0 | |
4,0 | 2,3 | 4,6 | 18,0 | 1,4 | 2,8 | |
5,0 | 2,1 | 4,2 | 20,0 | 1,3 | 2,6 |
3.10 Работы по строповке грузов необходимо осуществлять в следующей последовательности:
– в определенном технологической картой (схемой) месте, на подготовленной площадке, лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами:
1) проверяет правильность установки крана на указанном месте и после этого делает запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении производства работ, ставя свою подпись;
2) проверяет правильность установки знаков безопасности на границе опасной зоны от работы крана и координатную систему защиты. Стропальщики подбирают съемные грузозахватные приспособления (СГЗП), соответствующие массе и характеру перемещаемого груза согласно схемам строповок и таблиц масс перемещаемых грузов, проверяют исправность СГЗП путем осмотра наличия на них клейм или металлических бирок с обозначением номера, грузоподъемности и даты испытания, проверяют массу груза, предназначенного к перемещению краном. После этого машинист может перевести стрелу крана из транспортного положения в рабочее.
– убедившись в соответствии установки крана, знаков безопасности и координатной защиты требованиям норм и правил, стропальщик подает сигнал машинисту крана переместить стрелу к месту строповки груза;
– стропальщики осуществляют строповку перемещаемого груза;
– после осуществления строповки груза стропальщики убеждаются в том, что груз надежно закреплен и ничем не удерживается, что на грузе, под грузом, внутри груза нет незакрепленных деталей и инструмента и что груз во время подъема не может за что-либо зацепиться, а также в отсутствии людей возле грузов, между грузами, оборудованием и т.д.
– затем стропальщик подает сигнал машинисту крана приподнять груз на высоту до 300 мм, убеждается в правильности строповки и равномерности натяжения ветвей стропа, отходит на безопасное расстояние и дает сигнал на перемещение груза к месту разгрузки;
– стропальщики принимают груз на высоте до 1 м от уровня площадки (земли), ориентируют его в соответствии со схемой складирования и старший из стропальщиков дает сигнал машинисту крана опустить груз с таким расчетом, чтобы нижняя часть груза находилась от уровня площадки складирования на высоте до 0,4 – 0,5 м.
– убедившись в правильной ориентации груза над местом складирования (штабелем), стропальщик подает сигнал машинисту крана опустить груз на площадку. Стропы при этом остаются натянутыми. Когда груз опущен и стропальщик убедится, что груз находится в устойчивом положении, стропальщик подает сигнал машинисту крана ослабить стропы;
– затем стропальщик осуществляет расстроповку груза.
III. Заключительные этапы производства стропальных работ.
Заключительные этапы производства стропальных работ прописаны в пункте 2.6 Технологической карты №2 о комплексе погрузо-разгрузочных работ.
- ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ
4.1 Требования к качеству работ прописаны в Технологической карте по комплексу погрузо-разгрузочных работ в ТК №2
5.1 Работы по строповке грузов следует производить согласно требованиям СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» и Приказ №533 Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Госгортехнадзором России, ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ Р М-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте», а также «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта».
5.2 Пожарную безопасность в местах производства стропальных работ следует обеспечивать в соответствии с требованиями 123-ФЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, ГОСТ 12.1.004-91* и других нормативных документов, действующих в строительстве.
5.3 К выполнению погрузочно-разгрузочных работ с помощью автомобильных кранов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское обследование и признанные годными, обученные по специальной программе в учебных заведениях (пунктах), имеющих лицензию Ростехнадзора России, по программам, согласованным с Ростехнадзором России, аттестованные квалификационной комиссией по ст. 9.4.22 Приказ №533 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и получившие удостоверение на право производства погрузочно-разгрузочных работ.
5.4 Стропальщики, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны предварительно пройти инструктаж и расписаться после его проведения в журналах:
– вводного инструктажа;
– первичного инструктажа на рабочем месте;
– повторного инструктажа (не реже одного раза в три месяца);
– внепланового инструктажа;
– целевого инструктажа.
5.5 Работники, допущенные по результатам проведенного медицинского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных ГОСТ 19433-88*, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией, а также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.
5.6 Автомобильный кран, находящийся в работе, должен быть снабжен табличкой с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.
5.7 Автомобильные краны, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе не допускаются.
5.8 Запрещается выполнение работ на автомобильном кране при скорости ветра, превышающей значение, допустимое для работы данного крана и указанное в его техническом паспорте, а также при сильном снегопаде, тумане, дожде, а также во всех других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.
5.9 Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и машинистом крана.
5.10 При работе автомобильного крана не допускается:
– нахождение людей возле работающего крана;
– подъем груза: засыпанного или примерзшего к земле; защемленного другими грузами укрепленного болтами или залитого бетоном; находящегося в неустойчивом состоянии;
– оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания;
– выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
– работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах;
– освобождение с помощью крана защемленных грузозахватных устройств;
– подъем и перемещение груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана;
– подъем груза, не имеющего маркировки.
ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
До начала работы стропальщик обязан:
- Ознакомиться при производстве погрузочно-разгрузочных работ с технологической картой и поставить в ней свою подпись.
- Получить от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, инструктаж и задание о виде работ, массе получаемых грузов, о месте и габаритах их складирования;
- Подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Стропы должны подбираться (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;
- Проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности, а также проверить исправность тары и наличие на ней надписи о ее назначении, номера, информации о собственной массе и предельной массе груза, для транспортировки которого она предназначена;
- Проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, подкладок, прокладок, спецподкладок для стропов и т.д.).
- Проверить освещение рабочего места. При недостаточном освещении стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
Стропальщик должен помнить, что ОПАСНО:
– приступать к работе, не ознакомившись с проектом производства работ, без защитной каски и сигнального жилета;
– устанавливать стреловой самоходный кран на выносные опоры при нахождении машиниста в крановой кабине;
– устанавливать стреловой самоходный кран на выносные опоры при подъеме (опускании) стрелы в рабочее положение, укладывать стропы на неповоротную раму крана.
ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПРИ ОБВЯЗКЕ И ЗАЦЕПКЕ ГРУЗОВ
При обвязке и зацепке груза стропальщик должен руководствоваться следующими указаниями:
- Обвязку или зацепку грузов следует производить в соответствии со схемами строповки грузов. Строповку редко поднимаемых грузов, на которые не разработаны схемы их строповки, следует производить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
- Проверить массу груза, предназначенного к перемещению краном, по списку грузов или по маркировке на грузе; если стропальщик не имеет возможности определить массу груза, то он должен узнать ее у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
- При обвязке груза канаты и цепи должны накладываться на его основной массив (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель; под ребра грузов следует использовать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений.
- Обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение отдельных его частей (блоки, бревна, прутки) и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении: для этого строповка длинномерных грузов должна производиться не менее чем в двух местах.
- Зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, следует производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы.
- Неиспользованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа следует укрепить (навесить на разъемное звено) так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания ими за встречающиеся на пути предметы;
- Убедиться, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.
При обвязке и зацепке грузов стропальщику ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Производить строповку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана.
- Пользоваться поврежденными или немаркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты.
- Производить строповку груза иными способами, чем указано на схемах строповки.
- Применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри и др.).
- Производить зацепку груза, не имеющего маркировки, а также зацепку его за поврежденные петли.
- Подвешивать груз на один рог двурогого крюка.
- Производить строповку и подвешивание грузов на крюк крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи без наряда-допуска и без присутствия ответственного лица, назначенного приказом по предприятию, фамилия которого должна быть указана в наряде-допуске.
- Забивать крюк стропа в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов.
- Поправлять ветви стропов в зеве крюка ударами молотка или других предметов.
- Поправлять ударами молотка, лома и другими предметами стропы на поднимаемом грузе.
11 Использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов приставные лестницы (в этих случаях следует применять переносные площадки).
12 Допускать к строповке и расстроповке грузов лиц, не имеющих удостоверения стропальщика.
13 Подвешивать груз не за все имеющиеся на изделии петли.
14 Производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения, за исключением погрузки или разгрузки (на землю) автомашин, а также при условии удаления людей из зоны перемещения груза.
ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗА
Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик ДОЛЖЕН:
– убедиться, что груз надежно закреплен и ничем не удерживается;
– проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструмента; перед подъемом труб большого диаметра проверить, чтобы в них не было земли, льда или других предметов, которые могут выпасть при подъеме;
– убедиться, что груз не может во время подъема и перемещения за что-либо зацепиться;
– убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и штабелями.
Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить также отсутствие людей возле самого крана, на неповоротной платформе крана, в зоне опускания стрелы и груза, а самому выйти из опасной зоны.
Стропальщик при подъеме и перемещении груза краном ДОЛЖЕН:
– предварительно подать сигнал для подъема груза на высоту 200 – 300 мм, проверить при этом правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов и только после этого подавать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости исправления строповки груз должен быть опущен; проверить по указателю грузоподъемности, что установленный машинистом вылет соответствует массе поднимаемого груза;
– перед горизонтальным перемещением груза убедиться, что груз поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути препятствий;
– сопровождать груз при перемещении и следить, чтобы он не перемещался над людьми и не мог за что-либо зацепиться; если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить машинист крана;
– для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки;
– укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов и без загромождения проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части крана до груза было не менее одного метра, при невозможности выполнения этого условия работы должны быть прекращены.
При подъеме и перемещении груза стропальщику ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– находиться на грузе во время подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся другие люди;
– находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним других людей;
– оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания;
– находиться и допускать пребывание людей в кузове автомобиля;
– производить погрузку и разгрузку автомашин, если в них находятся люди.
При работе автомобильных кранов вблизи линии электропередачи стропальщик должен быть особенно внимательным. Во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана, а также между грузом и краном, стропальщик не должен находиться в опасных местах.
Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность крана, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении подъема (перемещения) груза и сообщить о неисправности машинисту.
ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПРИ ОПУСКАНИИ ГРУЗА
Стропальщик перед опусканием груза ОБЯЗАН:
– предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза;
– на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;
– снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
При работе на штабелях высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные площадки и стремянки для перехода с одного штабеля на другой.
Прокладки и подкладки в штабелях следует располагать в одной вертикальной плоскости, их толщина при штабелировании плит перекрытий и покрытий, блоков и т.п. должна быть больше высоты выступающих монтажных петель. Прокладки должны быть одинакового сечения и достаточной прочности.
Запрещается применение прокладок круглого сечения при складировании строительных материалов в штабели.
Для размещения материалов должны быть подготовлены выровненные и утрамбованные, а в зимнее время – очищенные от снега и льда площадки.