Мотивация в любом бизнесе играет важнейшую роль. Для роста и развития какого- либо предприятия нужны люди. Но не каждый готов мотивировать себя сам и вряд ли сотрудники будут задерживаться в компании, где они стоят на месте, выполняют монотонную работу, и никто не подталкивает их развиваться.
Поэтому, если вы решили, что готовы работать на себя и нанимать персонал, в первую очередь задумайтесь, а что вы сможете давать людям, чтобы мотивировать их работать эффективнее?
Мотивация бывает разной. Конечно, ясно, что в современном обществе, первую, главную роль играют деньги (заработная плата, премии), но не всегда можно сохранить у себя в коллективе высококлассного специалиста, просто повышая ему заработную плату или чаще выдавая премии.
В общем, давайте поподробнее.
Мотивация подразделяется на две группы: материальная и нематериальная.
О материальной мотивации не буду рассказывать подробно, она максимально очевидна. Люди ходят на работу, им за это платят. Всё просто, повышение заработной платы, увеличение размеров премии, более частая выдача премии и небольшой процент сотрудников, которые работают, возможно, ради денег, потому что у них нет другого выхода, вы сохраните, но для сохранения идеального большого коллектива это очень и очень мало.
Здесь на помощь приходит нематериальная мотивация.
Методов, чтобы замотивировать персонал, куча. На любом сайте, в интернете, вы найдёте разнообразные варианты. Но здесь и начинаются проблемы, нельзя использовать всё подряд, развернув свою фантазию. Во-первых, это будет невыгодно, и вы можете даже разориться, во-вторых, не каждого заинтересует то, что пришло вам в голову. Например, вряд ли сотрудникам в возрасте от 40 лет будут интересны пятничные посиделки с пиццей, после рабочего дня. Скорее они бы предпочли сходить отдохнуть в спа-салон или раз в полгода съездить с семьёй в какой-нибудь санаторий.
Для того чтобы мотивация была эффективной, руководителю желательно пообщаться с персоналом или привлечь специалиста по кадровому аудиту. Придумано много опросников, которые позволят определить, что нужно сотрудникам, чтобы они считали свою работу идеальной. Приведем самые популярные виды нематериальной мотивации, которые чаще всего используются:
1. Гибкий график. Кому из людей не хочется с утра подольше поспать? Верно, многим. Так почему бы не назвать работу идеальной, когда у тебя есть выбор, к какому времени подойти. Вместо того чтобы приходить в 9 утра и сидеть пить кофе 2 часа, пытаясь прийти в рабочее состояние, можно разрешить сотруднику приходить к 11, чтобы он сразу принимался на работу, спокойно пробудившись ото сна дома.
2. Бесплатное обучение за счёт компании. Такой вариант мотивации, конечно, больше эффективен в молодом коллективе. Все хотят узнавать новое, мечтают стать профессионалами в своей сфере, и компания им в этом помогает. Необязательно обучать персонал каждой мелочи, это не школа и не университет, но давать направление и минимальную базу новых знаний будет полезно и самим сотрудникам, и компании.
3. Комфортные условия труда. Да, это тоже можно отнести к нематериальной мотивации. Работа для сотрудника – второй дом, в котором он проводит даже больше времени, чем в своём родном доме. Вряд ли человек будет долго работать в офисе, где обшарпанные стены, негде выпить чай, а из мест для отдыха только стул, на котором он и работает. Неординарный, красивый и уютный офис будет притягивать сотрудников, которые проводят там весь день.
4. Предоставление абонементов в спортзалы, бассейны, спа-салоны. Этот пункт достаточно затратный и подходит не каждому коллективу. Вряд ли абонемент в спа-салон в мужском коллективе будет отличным мотиватором.
5. Корпоративные мероприятия, награждения и похвала. Один из важнейших пунктов в нематериальной мотивации. Почему? Давайте разберёмся. Когда человек идёт работать в коллектив, он хочет завести друзей, партнёров, тех кто может помочь и подсказать. А что сближает лучше, чем весёлая свободная атмосфера? Делайте выводы. О награждении и похвале в своей пирамиде потребностей, говорит Маслоу. Если кто-то не знает, расскажу кратко. В данной пирамиде указаны все потребности человека в иерархической системе, так вот, потребность в признании, там тоже есть. Это требуется не всем и бывают даже те, кто считает это неприятным. Тут нужно разбираться в специфике коллектива.
Подведём итог. Каждый руководитель, который собрал себе коллектив, должен им не просто управлять, отдавать приказы и убеждать, он должен уметь мотивировать. С помощью мотивации можно добиться гораздо больших успехов. Мотивация помогает настроить персонал работать. Работать лучше как ради себя, так и на благо компании.